Главная \ Материалы \ Святыни Переславля-Залесского \ Святые мощи преподобного Даниила. Свято-Троицкий Данилов монастырь. Переславль-Залесский.

Святые мощи преподобного Даниила. Свято-Троицкий Данилов монастырь. Переславль-Залесский.

2468
Святые мощи преподобного Даниила. Свято-Троицкий Данилов монастырь. Переславль-Залесский.

Свято-Троицкий Данилов монастырь.
Действующий мужской монастырь. Основан в 1508 г. 
Сохранившиеся постройки монастыря ХVI–ХХI вв., из них объектами культурного наследия являются постройки ХVI–ХIХ вв.
Адрес: г. Переславль-Залесский, ул. Луговая, 17
Тел.: (48535) 2-39-57

Режим посещения монастыря: ежедневно, 08.00-20.00
Расписание богослужений:
утренняя служба: пн-пт 06.30, сб, вс, праздничные дни 08.30
вечерняя служба: ежедневно, 17.00
 

Состояние: Сегодня в монастыре проживает около 20 монахов, принимающих активное участие в восстановлении древней святыни. Недавно на месте утраченных монастырских стен возвели новые и отреставрировали церковь Похвалы Богородицы. В 2008 году монастырю исполнилось 500 лет, к этой дате обитель значительно преобразилась.
Состав: Троицкий собор с приделом святого Даниила, Храм Похвалы Пресвятой Богородицы, Храм Всех Святых, Храм во имя Тихвинской иконы Божьей Матери
Уникальные святыни: Святые мощи преподобного Даниила (обретены в 1652 г.)

ДНИ ПАМЯТИ:

12 января – Перенесение мощей

20 апреля

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

ЖИТИЕ

Пре­по­доб­ный Да­ни­ил Пе­ре­я­с­лав­ский, в ми­ру Ди­мит­рий, ро­дил­ся око­ло 1460 го­да в го­ро­де Пе­ре­яслав­ле-За­лес­ском от бла­го­че­сти­вых Кон­стан­ти­на и Фе­о­до­сии (в ино­че­стве Фек­лы).

С дет­ства Да­ни­ил имел лю­бовь к бла­го­че­сти­вой жиз­ни и хри­сти­ан­ским по­дви­гам. По­стриг при­нял в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Па­ф­ну­тия Бо­ров­ско­го; в ду­хов­ной жиз­ни воз­рос под ру­ко­вод­ством свя­то­го Лев­кия Во­ло­ко­лам­ско­го (па­мять 17 ав­гу­ста). За­тем на ро­дине он по­свя­тил се­бя по­дви­гу люб­ви к ближ­ним: по­гре­бал бес­при­зор­ных, ни­щих, без­род­ных. Пре­по­доб­ный ос­но­вал на ме­сте клад­би­ща мо­на­стырь.

Скон­чал­ся он 7 ап­ре­ля (20 ап­ре­ля н. с.) 1540 го­да (па­мя­ти его так­же 30 де­каб­ря и 28 июля).

 

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА ПЕРЕЯСЛАВСКОГО

Ро­ди­те­ли пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла, в ми­ру Ди­мит­рия, бы­ли жи­те­ля­ми Мцен­ска, ны­неш­не­го уезд­но­го го­ро­да Ор­лов­ской гу­бер­нии: зва­ли их Кон­стан­тин и Фек­ла. Но рож­де­ние бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка про­изо­шло в го­ро­де Пе­ре­­яс­лав­ле-За­лес­ском, те­пе­реш­ней Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, в прав­ле­ние ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия Тем­но­го око­ло 1460 го­да. Кон­стан­тин и Фек­ла при­е­ха­ли в Пе­ре­я­с­лавль вме­сте с бо­яри­ном Гри­го­ри­ем Про­та­сье­вым, ко­то­рый был вы­зван ве­ли­ким кня­зем на служ­бу из Мцен­ска в Моск­ву. Кро­ме Ди­мит­рия, в се­мей­стве у них бы­ли сы­но­вья Ге­ра­сим и Флор и дочь Ксе­ния.

Ди­мит­рий от при­ро­ды был ти­хим, крот­ким и са­мо­углуб­лен­ным ре­бен­ком, а по­то­му ма­ло иг­рал со сверст­ни­ка­ми и дер­жал­ся в сто­роне от них. Ко­гда его от­да­ли учить­ся гра­мо­те, он по­ка­зал ред­кое при­ле­жа­ние. Его боль­ше все­го за­ни­ма­ли чте­ние ду­хов­ных книг и хож­де­ние в храм Бо­жий. Усерд­но по­се­щая цер­ковь, Ди­мит­рий всей ду­шой от­да­вал­ся кра­со­те бо­го­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний; с от­ро­че­ских лет неот­ра­зи­мо влек его к се­бе об­раз хри­сти­ан­ско­го со­вер­шен­ства. Он вы­чи­тал в ду­хов­но-нрав­ствен­ных кни­гах, что лю­ди со­вер­шен­ной жиз­ни – от­шель­ни­ки – ма­ло за­бо­тят­ся о сво­ем те­ле и по­то­му не мо­ют­ся в бане. Чут­ко­му ре­бен­ку это­го бы­ло до­воль­но, чтобы оста­вить ис­кон­ный рус­ский обы­чай, и ни­кто не мог уго­во­рить его за­нять­ся омо­ве­ни­ем сво­е­го те­ла в бане. Один вель­мо­жа в при­сут­ствии Ди­мит­рия чи­тал жи­тие Си­мео­на Столп­ни­ка, где го­во­рит­ся, что свя­той от­ре­зал от ко­ло­дез­но­го вед­ра во­ло­ся­ную ве­рев­ку и окру­тил­ся ею, а по­верх на­дел вла­ся­ную ри­зу, чтобы то­мить свою греш­ную плоть. Жи­тий­ный рас­сказ глу­бо­ко по­тряс ду­шу от­зыв­чи­во­го от­ро­ка, и бу­ду­щий по­движ­ник ре­шил по ме­ре сил сво­их под­ра­жать стра­да­ни­ям и тер­пе­нию свя­то­го Си­мео­на. Уви­дав воз­ле бе­ре­га ре­ки Тру­бе­жа на при­вя­зи боль­шую лод­ку с то­ва­ром твер­ских куп­цов, Ди­мит­рий от­ре­зал от нее во­ло­ся­ную ве­рев­ку и неза­мет­но для дру­гих об­вил се­бя ею. Ве­рев­ка ма­ло-по­ма­лу на­ча­ла въедать­ся в те­ло его и про­из­во­дить боль; Ди­мит­рий стал хи­реть, ма­ло ел и пил, пло­хо спал, ли­цо его ста­ло уны­лым и блед­ным, с тру­дом он до­хо­дил до учи­те­ля и через си­лу за­ни­мал­ся гра­мо­той. Но по ме­ре то­го, как осла­бе­ва­ло те­ло по­движ­ни­ка, окры­лял­ся его дух – он все силь­нее при­леп­лял­ся сво­ей мыс­лью к Бо­гу и еще пла­мен­нее пре­да­вал­ся тай­ной мо­лит­ве. Од­на­жды его сест­ра, де­ви­ца Ксе­ния, про­хо­дя ми­мо спя­ще­го Ди­мит­рия, по­чув­ство­ва­ла зло­во­ние и слег­ка при­кос­ну­лась к бра­ту. По­слы­шал­ся бо­лез­нен­ный стон... Ксе­ния с глу­бо­кой скор­бью по­смот­ре­ла на Ди­мит­рия, уви­да­ла его стра­да­ния и быст­ро по­бе­жа­ла к ма­те­ри, чтобы со­об­щить ей о неду­ге бра­та. Мать немед­лен­но по­до­спе­ла к сы­ну, от­кры­ла его одеж­ду и уви­да­ла, что ве­рев­ка впи­лась в те­ло; те­ло на­ча­ло гнить и из­да­вать смрад, а в ра­нах за­мет­но ко­по­ши­лись чер­ви. При ви­де стра­да­ний сы­на Фек­ла горь­ко за­ры­да­ла и немед­ля при­зва­ла му­жа, чтобы и он был сви­де­те­лем про­ис­ше­ствия. Изум­лен­ные ро­ди­те­ли ста­ли спра­ши­вать Ди­мит­рия: за­чем он под­вер­га­ет се­бя столь тяж­ким стра­да­ни­ям? От­рок, же­лая скрыть свой по­двиг, от­ве­тил: «От нера­зу­мия сво­е­го я сде­лал это, про­сти­те ме­ня!

 

МОЛИТВЫ

Тропарь преподобному Даниилу Переяславскому

глас 3

От юности, блаженне, всего себе Господеви возложив, выну повинуяся Богу, противяся же диаволу, страсти греховныя победил еси. Тем сам храм Божий быв, и обитель красну во славу Пресвятыя Троицы воздвигнув, и собранное тобою в ней стадо Христово богоугодно упас, преставился еси к вечным обителем, отче Данииле. Моли Триипостаснаго во едином существе Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобному Даниилу Переяславскому

глас 1

От познания себе пришед в познание Бога и благочестием к Нему восприим начало чувства внутренняго, разум свой пленил в послушание веры; тем и, подвигом добрым подвизався, достигнул еси в меру возраста совершенна исполнения Христова, яко Божие тяжание, Божие здание, делал еси брашно, не гиблющее, но брашно, пребывающее в живот вечный. Да будут единодушно вси насаждение Господне в славу, моли, блаженне, Единаго Человеколюбца Бога.

 

Храмовые и престольные праздники:

  • День Святой Троицы (49-ый день после Пасхи, в воскресенье);
  • Неделя 1-я по Пятидесятнице (Пятидесятница – день Святой Троицы)
  • 1-е воскресенье после Дня Святой Троицы – Всех святых;
  • 20 апреля – День преставления (кончины) Прп. Даниила Переяславского
  • 9 июля – День памяти Тихвинской иконы Божией Матери
  • 12 января – Обретение мощей Прп. Даниила Переяславского

Правила посещения монастыря: вход на территорию монастыря свободный, при посещении монастыря предусмотреть соответствующую одежду, на территории монастыря разрешена бесплатная любительская фото- и видеосъемка, кроме съемок насельников/насельниц монастыря и службы в храме

Описание:
По легенде, Свято-Троицкий Данилов монастырь, расположенный в южной части Переславля, появился в начале ХVI века на месте скудельницы, где когда-то отпевали и хоронили одиноких, нечаянно погибших путников. Основателем и первым настоятелем этой обители стал старец Даниил, монах переславского Горицкого монастыря, ставший позднее крестным отцом Ивана Грозного.
Главный храм монастыря Троицкий собор возведен по велению Василия III в 1530 году, еще при жизни святого Даниила, и является вторым по древности храмом Переславля после Спасо-Преображенского собора. Внутри он украшен фресками известного мастера живописи середины ХVII столетия Гурия Никитина.
Сооружение двух других храмов этого монастыря – Всехсвятской и Похвалинской церквей – связывают с именами боярина Ю.Н. Барятинского и дипломата конца ХVII века И.П. Барятинского. И.П. Барятинский, потеряв в эпидемию свою семью, немалую часть жизни прожил в Троице-Даниловой обители под именем старца Ефрема. На его пожертвования в ХVIII веке были выстроены кельи, монастырские стены и хозяйственные постройки.